Текст белая белка
Однокоренные слова к слову «белый»
Однокоренные слова к слову «белый» с общим смысловым корнем бел- укажем среди слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Определим, слова «белый» и «белка» можно ли назвать родственными.
Прежде чем узнать, какие однокоренные слова можно подобрать к слову «белый», выясним его главную морфему. Корень, в котором заключено общее значение родственных слов, объединяет их по смыслу.
Корень слова «белый»
Чтобы определить, какой корень в слове «белый», сначала выясним часть речи, к которой оно принадлежит.
Бе́лый снег неспешно кружит в воздухе.
Это слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Морфемный разбор прилагательного начнем с выделения окончания. Для этого изменим его по падежам:
- тянусь к бел ому снегу;
- любуемся бел ым снегом;
- стихи о бел ом снеге.
Это словоизменение укажет в форме именительного падежа окончание -ый. Значимая часть -бел- является корнем. Эта морфема содержит общий смысл родственных слов.
В составе прилагательного выделим две значимые части:
бе́л ый — корень/окончание.
С корнем -бел- укажем родственные слова, принадлежащие к разным частям речи.
Родственные слова к слову «белый»
Однокоренные существительные
Однокоренные существительные образуем от этого прилагательного и глаголов суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом:
В русском языке множество сложных слов начинаются с корня -бел-:
Однокоренные прилагательные
С корнем -бел- укажем слова, обозначающие признак:
В составе сложных прилагательных вычленим первый корень -бел-:
Однокоренные глаголы
Слова этой части речи образуем в большом количестве от прилагательного приставочным способом по такой схеме:
белый → бел и ть → по белить → побел к а.
Слово «белить» является производящим для однокоренных глаголов:
- до белить
- от белить
- пере белить
- на белить
- за белить
- у белить
- под белить
- про белить
- вы белить
- о белить
Далее с помощью суффикса -ива- образуем однокоренные глаголы несовершенного вида:
Однокоренные наречия
Приставочно-суффиксальным способом от этого прилагательного образуем однокоренные наречия:
Однокоренные слова категории состояния
Смотри, как стало за ночь белым-бело вокруг!
Бело на дворе, как будто какой-то волшебник одним взмахом руки накинул пуховое одеяло на вчера еще черную землю.
«Белый» и «белка» — это однокоренные слова или нет?
Эти слова уж очень похожи, чтобы предположить, что они являются однокоренными. А так ли это? Чтобы выяснить это, окунемся в историю названия лесного зверька.
В Древней Руси этого пушистого зверька называли «веверица». Аналогичное слово существует в сербском языке. Вспомним белорусское слово «вавёрка» и польское wiewiorka.
Слово «белка» было заимствовано из старославянского языка. Оно образовано от «бела» (белый) с помощью суффикса -к-. А почему производящим словом является именно «белый»? Ведь все знают, что этот зверек носит рыжую одежку летом, а зимой — серую. Оказывается, биологи утверждают, что в мире существует более 30 пород белок. Одним из необычных является именно белый цвет шерсти. До сих пор в Индонезии живут эти зверьки с белым мехом.
Такие белки-альбиносы стоили очень дорого. В древнерусском языке слово «белка» вытеснило название «веверица».
А теперь посмотрим морфемный состав слова:
белк а — корень/окончание.
Как видим, этимологический суффикс стал частью корня.
Сделаем вывод, что название «белка» имеет только этимологическое родство со словом «белый». У него свой ряд однокоренных слов:
В современном русском языке слова «белый» и «белка» не являются однокоренными.
Стихи про белок
В нашим сборнике опубликовано 16 детских стихотворений русских и зарубежных поэтов про забавных пушистых белок.
Уронила белка шишку (В. Шульжик)
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутёк,
Чуть не сбил медведя с ног.
Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели,
Нападают на меня!»
Рисунок Л. Сергеева
Бельчонок (Яков Аким)
У гармониста Вани
Ручной бельчонок жил.
Он прыгал на диване,
С детишками дружил.
По комнате носился,
Шарахался волчком
И с потолка косился
На миску с молоком.
Пришёл с работы Ваня —
Жилец его исчез.
В шкафу искал, в чулане —
Сбежал бельчонок в лес.
Иван взгрустнул немножко:
Разлука нелегка.
Достал свою гармошку
И растянул меха.
Но как-то сипло дышит
Певучая гармонь.
И вдруг оттуда рыжий
Взвивается огонь.
Бельчонок! Ну и комик!
В мехах прогрыз дупло.
Решив, что это домик.
Где тихо и тепло!
Белка (Белозеров Тимофей)
Белка шишку шелушит
И спешит, спешит, спешит.
Вертит шишку так и сяк,
Обнажая зубки,
На тропинку и в овраг
Сыплются скорлупки.
Рыжим столбиком огня
Хвост горит у белки. —
Ах, опять не хватит дня
Поиграть в горелки.
Рисунок И. Никольского
Белка (Хорол Вера)
Скачет белка, рыжий хвост,
С дерева на дерево.
И не нужен белке мост
С дерева на дерево.
Лапки задние на ветке,
Вниз висит головка,
От сосны к сосне-соседке
Пролетает ловко.
Вот и села на сучок,
Держит беленький грибок.
Этот гриб я съем одна,
Потому что голодна.
Разгрызу орех
Для всех:
Всем скорлупки —
Мне орех.
Рисунок С. Куприянова
Белкина кладовая (Трутнева Евгения)
Почему грибы на ёлке,
На сучках, сидят верхом?
Нё в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листком —
У ствола и среди веток На сучки они надеты.
Грузди, рыжики, синявки.
Толстяки боровики
Не в сухой осенней травке,
А надеты на сучки!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор!
Вон она по веткам скачет, Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик,
С пышной шёрсткой и с хвостом.
Белочка (Петя Йорданова)
На опушке
Близ речушки
Собрались друзья-подружки,
Собрались в краю лесном —
Тут орешник им знаком.
Постояли, поглядели:
«Что такое в самом деле?!»
Видно, утром дровосеки
Обобрали все орехи. Смотрят —
А над ближней ёлкой
Хвостик рыженький метёлкой —
Собирает белка в спешке
Уцелевшие орешки,
И снуёт
Как челнок:
Скок-поскок, скок-поскок!
Отряхнула свою шубку,
Как швырнёт в ребят скорлупку!
Перевел с болгарского В. Викторов
Белка (Александр Говоров)
Утром к зоопарку
мы пришли с сестрою.
Возле клетки притаились
за кривой сосною.
А над клеткой частой
радио играет.
Словно мячик,
белка
вверх
и вниз
летает.
Подбежала к сетке
по столбику
по гладкому
и под музыку опять
замелькала лапками.
Через ветку
прыгнула,
спряталась
за грядку.
Вероятно, белка
делает
зарядку.
Запасливый бельчонок (Белозеров Тимофей)
Не беда, что у бельчонка
Опустело в сундучке!
Видишь — два сухих опёнка
Ждут бельчонка на сучке!
Белочка (З. Александрова)
Белая грудка, рыженький хвостик.
Сказка приходит к Оленьке в гости.
Сказка лесная — белка живая —
Скачет по соснам, хвост развевая.
Прыгнет в беседку, схватит конфетку
И удирает с ветки на ветку.
В чащу ускачет, но ненадолго.
К Оле вернётся, прыгнет на ёлку,
Кинется шишкой, выпросит булку,
Олю с собой зовёт на прогулку:
Вместе попрыгать ловко и метко
С ветки на ветку, с ветки на ветку!
Белка на ладони (Глеб Горбовский)
В старом парке — тишина,
муха в воздухе слышна!
. В парке липы и дубы,
чисто, как в музее.
Вроде лес, а где — грибы?
Где хотя бы — змеи?
Всё набито тишиной,
будто ночью в доме.
Глядь: у бабушки одной —
белка на ладони!
Дикий зверь, одетый в мех
(зверь не очень крупный),
на руке грызёт орех —
круглый!
Мы присели на скамью,
замерли в восторге.
Может, бабушка змею
вызовет из норки,
может, в кустиках медведь
ждёт её орехов?
Это ж надо так уметь!
Это ж. кроме смеха!
Белка съела и ещё
просит вкусной пищи.
Пересела на плечо,
цокает и свищет.
А бабуля ей в ответ
шепчет: «До свиданья.
Всё, продуктов больше нет.
Кончилось питанье. »
Белка — скок! И прочь бегом.
Поняла. Сумела.
Значит, русским языком
где-то овладела.
. Белка, где она теперь?
Подожду немножко.
Вдруг вернётся дикий зверь?
На. мою ладошку?
Беличья память (Ваал Хабырыыс)
Шишки кедра и грибы
Кто так крепко прикрепил?
Кто их к веткам пригвоздил?
Сильный ветер их не сбил.
Это белка запасла.
Выпал снег. Земля бела.
Не узнаешь прежних мест,
А у белки есть что есть!
Помнит белка все места.
Где тот гриб, где шишка та,
Где шиповник, где орех,
Хоть и скрыл всё эго снег.
Вот, ребята, отчего,
Кто всё помнит, про того
Говорят, что у него
Беличья память!
Перевел с якутского Николай Глазков
Художники Н. Строганова и М. Алексеев
Жадная белка (Людмила Зубкова)
Однажды белка запасла
Продукты на зимовку
И всё сложила, как смогла,
В своём дому в кладовку.
Пусть в доме тесно, но зато
В лесу так не богат никто!
Заполнен дом до потолка
Орешками, малиной,
И не осталось уголка
Для гамака с периной.
Одна из шишек, как назло,
Закрыла белке вход в дупло.
Уселась белка на сучок,
С досады чуть не плачет.
И тут пришёл клёст-старичок,
Её сосед по даче.
Сказал он робко:
— Дай взаймы
Мне хоть орешек до зимы.
Я заболел и есть хочу,
Не то к врачу не долечу.
А белка фыркнула в ответ:
— Нет у меня орешков, нет!
Я ничего тебе не дам,
Ты о себе заботься сам.
Ушёл старик от белки прочь.
И вот в лесу настала ночь.
А белке страшно на суку,
Деревья зашумели,
И белка скачет к старичку,
К пятиэтажной ели.
Она расстроена до слёз:
— Пусти меня погреться, клёст.
А клёст басит:
— Мал домик мой.
Ступай, соседушка, домой.
Заботься о себе сама
И не стучись в окошко,
Авось прибавится ума
И доброты немножко!
3 класс изложение «Белка»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
задания к изложению для учащихся 3 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
3 класс Изложение «Белка»
1.Прочитай текст. Устно ответь на вопросы (используй слова и предложения из текста)
— К какому виду животных относится белка?
— Какой это зверёк по своему характеру?
— Где белка строит своё гнездо?
— Как называется гнездо белки?
— Когда белка ищет себе еду?
— Чем она питается?
— Как белка готовится к зиме?
2.Подчеркни, какой это текст: повествование, рассуждение, описание?
3.Напиши синонимы к словам:
4. Напиши, какими словами можно заменить слово « белка» , чтобы избежать повторов в тексте:
5. Восстанови последовательность пунктов плана:
В поисках пропитания.
Резвый и непоседливый зверёк
Гнездо белки.
Запасливая хозяйка.
6.Запиши план в тетрадь, запиши название.
7.Прочитай текст ещё раз. Перескажи его по плану.
8. Прочитай текст. Напиши изложение. Обращай внимание на слова, записанные на доске. (из всех гр ы з у нов, н е п о седл и вый, п о ст о я нн о в движен ии , с оо ружа е т, ищ е т, об ъ еда е т, с о б и ра е т, р ас клад ы в ае т на в а лежн и к, веш ае т)
Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый и непоседливый зверёк. В тёплую погоду летом она постоянно в движении.
Гнездо белка сооружает около вершины ели Еду она ищет только рано утром или поздно вечером. Зверёк ест ягоды, объедает шляпки грибов, а ближе к осени грызёт орехи – свой основной корм.
Белка обычно делает большие запасы на зиму. Она собирает грибы и раскладывает их на пеньки или на валежник, а то вешает на сучки кустарника.
Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый и непоседливый зверёк. В тёплую погоду летом она постоянно в движении.
Гнездо белка сооружает около вершины ели Еду она ищет только рано утром или поздно вечером. Зверёк ест ягоды, объедает шляпки грибов, а ближе к осени грызёт орехи – свой основной корм.
Белка обычно делает большие запасы на зиму. Она собирает грибы и раскладывает их на пеньки или на валежник, а то вешает на сучки кустарника.
Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый и непоседливый зверёк. В тёплую погоду летом она постоянно в движении.
Гнездо белка сооружает около вершины ели Еду она ищет только рано утром или поздно вечером. Зверёк ест ягоды, объедает шляпки грибов, а ближе к осени грызёт орехи – свой основной корм.
Белка обычно делает большие запасы на зиму. Она собирает грибы и раскладывает их на пеньки или на валежник, а то вешает на сучки кустарника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов «Весёлая обезьянка» в форме презентации.
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.
Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де.
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.
Лексико-грамматическое занятие «Белый, белая».
Наталья Егорова
Лексико-грамматическое занятие «Белый, белая».
-Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,
-Развивать языковое чутьё детей,
-Развивать внимание, память, мышление детей.
Логопед: Послушайте внимательно и скажите, какое слово чаще других встречается в стихотворении?
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была!
Дети: Слово белый.
Логопед: Что в стихотворении было белым?
Дети: Снег, мел, заяц.
Логопед: Кто никогда не бывает белой?
Логопед: Давайте выучим это стихотворение, а помогут нам картинки. Логопед постепенно произнося слова стихотворения выставляет на доску соответствующие картинки.
(снег, мел, заяц, белка зимой.)
Дети совместно с логопедом, а затем – самостоятельно рассказывают стихотворение.
Логопед: Давайте выйдем на ковёр. Посмотрите сколько картинок к нам пришли в гости! Чем они все похожи друг на друга?
Дети: Все картинки белого цвета.
Логопед:Про какую картинку мы можем сказать: Это белый?
Дети: снег, свитер, снеговик, стол, стул….
Логопед: Давайте расскажем про эти картинки.
Это белый стул.
Это белый свитер…
При необходимости дети хором повторяют ответ на вопрос.
Логопед:Про какую картинку мы скажем: Это белая?
Дети: кошка, шапка, кофта….
Логопед: Давайте правильно назовём картинки. Это белая кофта.
Это белая кошка….
Логопед: Правильно. Давайте возьмём по одной картинке. Сначала картинки выбирают девочки, затем – мальчики.
Дети выбирают себе по одной картинке.
Логопед: Назовите свои картинки. Что у вас в руках?
Дети: У меня белый кот.
У меня белая майка….
(Если позволяют речевые возможности, то можно взять белое и белые.)
Логопед: Давайте поселим картинки в домики. Посмотрите, тут живёт девочка. Как её зовут?
Логопед: Правильно. Это снегурочка. Из чего сделана снегурочка?
Логопед: Она какая? Белая! Так же мы скажем про картинки,которые будут с ней жить: Это белая….
А в этом домике живёт кто?
Логопед: Он какой?
Дети: Белый.
Логопед: Правильно. И вместе с ним в домике будут жить слова,про которые мы скажем: Это белый….
Выбирайте себе по одной игрушке и разместите их в домики.
Дети выбирают игрушки и размещают их перед домиками.
Логопед проговаривает названия игрушек и вместе с детьми определяет правильность выполнения задания.
Логопед: Давайте вспомним стихотворение, которое мы сегодня учили.
Дети по очереди, с помощью логопеда вспоминают стихотворение
Дидактическая игра по развитию речи «Какое варенье, компот, сок ?» Цель игры :Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами.
Дидактическая игра «Варенье» Задачи: 1. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными; 2. Формировать лексико — грамматические категории: образовывать.
“Белый” – 60 однокоренных слов
Однокоренные слова к слову «белый» с общим смысловым корнем бел- укажем среди слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Определим, слова «белый» и «белка» можно ли назвать родственными.
Прежде чем узнать, какие однокоренные слова можно подобрать к слову «белый», выясним его главную морфему. Корень, в котором заключено общее значение родственных слов, объединяет их по смыслу.
Корень слова «белый»
Чтобы определить, какой корень в слове «белый», сначала выясним часть речи, к которой оно принадлежит.
Бе́лый снег неспешно кружит в воздухе.
Это слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Морфемный разбор прилагательного начнем с выделения окончания. Для этого изменим его по падежам:
- тянусь к бел ому снегу;
- любуемся бел ым снегом;
- стихи о бел ом снеге.
Это словоизменение укажет в форме именительного падежа окончание -ый. Значимая часть -бел- является корнем. Эта морфема содержит общий смысл родственных слов.
Белый — это по цвету схожий с молоком, снегом, мелом; а также светлый, чистый»
В составе прилагательного выделим две значимые части:
бе́л ый — корень/окончание.
С корнем -бел- укажем родственные слова, принадлежащие к разным частям речи.
Родственные слова к слову «белый»
Однокоренные существительные
Однокоренные существительные образуем от этого прилагательного и глаголов суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом:
В русском языке множество сложных слов начинаются с корня -бел-:
Однокоренные прилагательные
С корнем -бел- укажем слова, обозначающие признак:
В составе сложных прилагательных вычленим первый корень -бел-:
- белобокий
- белобровый
- белокожий
- белоголовый
- беловолосый
- белокурый
- белоснежный
- беломраморный
- белокочанный
Однокоренные глаголы
Слова этой части речи образуем в большом количестве от прилагательного приставочным способом по такой схеме:
белый → бел и ть → по белить → побел к а.
Слово «белить» является производящим для однокоренных глаголов:
- до белить
- от белить
- пере белить
- на белить
- за белить
- у белить
- под белить
- про белить
- вы белить
- о белить
Далее с помощью суффикса -ива- образуем однокоренные глаголы несовершенного вида:
Однокоренные наречия
Приставочно-суффиксальным способом от этого прилагательного образуем однокоренные наречия:
Однокоренные слова категории состояния
Слова категории состояния применим для описания зимней природы.
Смотри, как стало за ночь белым-бело вокруг!
Бело на дворе, как будто какой-то волшебник одним взмахом руки накинул пуховое одеяло на вчера еще черную землю.
«Белый» и «белка» — это однокоренные слова или нет?
Эти слова уж очень похожи, чтобы предположить, что они являются однокоренными. А так ли это? Чтобы выяснить это, окунемся в историю названия лесного зверька.
В Древней Руси этого пушистого зверька называли «веверица». Аналогичное слово существует в сербском языке. Вспомним белорусское слово «вавёрка» и польское wiewiorka.
Слово «белка» было заимствовано из старославянского языка. Оно образовано от «бела» (белый) с помощью суффикса -к-. А почему производящим словом является именно «белый»? Ведь все знают, что этот зверек носит рыжую одежку летом, а зимой — серую. Оказывается, биологи утверждают, что в мире существует более 30 пород белок. Одним из необычных является именно белый цвет шерсти. До сих пор в Индонезии живут эти зверьки с белым мехом.
Такие белки-альбиносы стоили очень дорого. В древнерусском языке слово «белка» вытеснило название «веверица».
А теперь посмотрим морфемный состав слова:
белк а — корень/окончание.
Как видим, этимологический суффикс стал частью корня.
Сделаем вывод, что название «белка» имеет только этимологическое родство со словом «белый». У него свой ряд однокоренных слов:
В современном русском языке слова «белый» и «белка» не являются однокоренными.
Белка, веверица, векша…
Согласно одной гипотезе, слово белка древнерусского происхождения, образовано от субстантивированного краткого прилагательного бела (бѣла) из выражения бѣла вѣверица. Вѣверицами называли этих зверьков в Древней Руси.
По другой версии, слово *bělъka существовало уже в праславянском языке и обозначало, вероятно, животное светлой, белой масти — совсем не обязательно именно белку. За пушистым зверьком, живущим на деревьях, это название закрепилось позже, в древнерусскую эпоху.
Так или иначе, обе версии предполагают, что название животного этимологически связано с прилагательным белый. Но почему, ведь мех белок обычно рыжего, бурого или серого цвета?
Возможно, белками сначала называли редкую разновидность этих грызунов с белым мехом. Русский географ и путешественник XVIII века Николай Петрович Рычков в своих записках сообщал, что в лесах по берегам реки Камы среди обычных белок иногда попадались совершенно белые, которых охотники называли «князьями беличьего рода». Беличьи шкурки на Руси издавна выступали в роли денежной единицы, и белые среди них, надо полагать, ценились особенно высоко. Также есть версия, что белками сначала называли редкую голубую породу. Впоследствии слово распространилось на все разновидности этих животных.
Лингвист В. А. Меркулова выдвинула гипотезу, по которой белка получила название не за цвет меха, а за цвет мездры (слоя подкожной клетчатки). Точнее говоря, так: у охотников-промысловиков считаются более качественными и дорогими те беличьи шкурки, у которых мездра белая или, как упоминал В. И. Даль, выцветшая. Этот признак был важен и в древности, когда беличий мех выполнял функцию денег.
Бѣла или бѣлка в Древней Руси — это еще и название шкурок этих зверьков, соответствующие податные и денежные единицы, а впоследствии так называли даже некоторые виды налогов, пошлин.
В древнерусском языке (а возможно, и в праславянском) имелся вариант слова с другим суффиксом: бѣлица. Именно от него происходит прилагательное беличий (ср. девица — девичий). Если бы это прилагательное было производным от белка, то выглядело бы как белочий.
У восточных славян слово бѣлка потеснило более древнее название животного — вѣверица. В древнерусском языке оно обозначало пушного зверька (чаще всего белку, иногда ласку или горностая), а также шкурку этого зверька и денежную единицу. Родственные по происхождению слова есть практически во всех славянских, а также в балтийских и некоторых других индоевропейских языках. В праиндоевропейском языке, возможно, было слово для обозначения небольшого животного вроде хорька, и корень этого слова восстанавливают как *u̯er- ‘гнуть’ (так зверька могли назвать за изогнутую форму хвоста) или ‘вертеться, кружиться’ (название могли дать за подвижность и юркость животного).
В Древней Руси наряду со словом вѣверица употреблялось и существительное вѣкша в таких же значениях. Убедительных этимологических гипотез в случае с векшей нет. А. И. Соболевский предполагал, что это название образовано от существительного веко (вѣко) и дано зверьку из-за его больших глаз. Но следует отметить, что большие глаза не являются важной отличительной чертой белок.
Есть версия, что векша — заимствованное слово, но пока достоверно не установлено, из какого языка оно могло прийти.
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 3. — М., 2009.
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 6. — М., 2012.
Этимологический словарь русского языка / Авт.-сост. Н. М. Шанский. — Т. 1. — Вып. 2. — М., 1965.
Варбот Ж. Ж. Словарь В. Даля и современная этимология // Русский язык в научном освещении. — 2001. — № 2.
Откупщиков Ю. В. Очерки по этимологии. — СПб., 2001.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — Т. 1. — М., 1999.